Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
блогиТенденции рынка

Александр Зальцман: какими будут интерьеры в 2022 году

24 января 2022 5 166
2022-01-25T13:59:35.655027+00:00
Александр Зальцман: какими будут интерьеры в 2022 году

Внутреннее устройство дома отражает жизнь вовне. Общая нестабильность в мире порождает тягу к уюту, экономический и экологический кризис — отказ от роскоши, рост осознанности ведет к минимализму и внимательному отношению к вещам.

Александр Зальцман, лидер факультета дизайна интерьеров Высшей школы «Среда Обучения», архитектор, автор знаковых проектов в современной урбанистике, поделился своим видением интерьера как зеркала общества.

Не изобретаем велосипед

Люди, уставшие от погони за успехом, ценят простые радости и выбирают привычный стиль северной Европы, датскую философию уюта (хюгге) и счастья (ликке).

Эти тренды общеизвестны, они с нами давно и не собираются уходить. Любовь к лофту, слава богу, гаснет и остается лишь там, где ей самое место — в реконструируемом индустриальном наследии. Зато скандинавский стиль все еще в расцвете сил, и на хвост ему наступают интерпретации из других культур, миксы минимализма и природы — тот же ваби-саби (который говорит, что красота в несовершенстве) или джапанди (japan + scandy). Эти тренды внедряются чаще не дизайнерами, а продавцами материалов и мебели. Дистрибьюторы любят новые поветрия и термины, чтобы быть на шаг впереди покупательского понимания современного интерьера и сподвигнуть его на увеличение бюджета.

Какое прошлое в тренде

Подражание классическим архитектурным стилям давно неактуально. Золоченые колонны больше не в моде. Дизайн черпает вдохновение из других эпох — к примеру, из середины ХХ века. Стиль mid-century продолжает тему минимализма и уюта.

Диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками — в стиле mid-century школа функционального дизайна Баухаус встречается с другими видами авангарда, задействуя все виды натуральных материалов.

Пример интерьера в стиле mid-century. Источник: admagazine.ru

Стиль начал развиваться в 40-х годах ХХ века с переходом к массовому производству металлической и пластиковой мебели. В поисках новой эстетики фабрики привлекали именитых дизайнеров к созданию коллекций, Компенсируя отказ от декоративности оригинальностью конструкций и форм, а также работой с цветом. 

Дизайнеры находят предметы mid-century на блошиных рынках и интернет-аукционах, чтобы потом реставрировать. В Москве и Санкт-Петербурге это серийная мебель из ГДР, Чехословакии и Прибалтики, а на барахолках Парижа, Женевы и Лондона все еще можно встретить работы классиков предметного дизайна — того же Джио Понти или Этторе Соттсасса, основателя «Группы Мемфис».

Композиции из крупных и ярких геометрических форм, узоры в виде точек, штрихов, «червячков», абстрактных пятен, линий и клетки — это стиль Мемфис. Он вдохновляет многих дизайнеров, к примеру, Дарью Зиноватную, которая делает мебель, плитку, обои, целые интерьеры в духе авангарда 60-х. Арки, цилиндры и прочие округлые формы также заимствуют у Мемфиса русские дизайнеры, например, Supaform.

Работа Дарьи Зиноватной. Источник: zinovatnaya.com

Увлечение отдельными стилями или художниками создают микротренды. Но есть и отчаянные самородки. Лучший пример — Гарри Нуриев, русский в Америке, которого любят The New York Times, Vogue, ELLE и W Magazine. Он создает монохромные интерьеры и предметы. Его последние работы — тотально желтый магазин ювелирной марки Avgvst на Чистопрудном бульваре и инсталляция для Design Miami 2021, куб-спальня, где и стены, и матрас, и постельное белье сделаны из отражающего материала.

Работы Гарри Нуриева. Источник: interior.ru

Отечественные производители задают новый стандарт мебели. Если лет 5 назад все коммерческие интерьеры были заполнены предметами Archpole, простой фанерной лофт-мебелью, то сейчас и в кафе, и в офисы, и для домашнего интерьера начали закупать Unika møblar или Delo Design.

Просвещенная часть дизайнерского сообщества воюет с подделкамим (репликами), заполонившими розничные интернет-магазины. Китайские копии брендовых светильников и предметов мебели дешевле оригиналов в 10-100 раз. Возьмите хотя бы кресла Имзов за 2500 руб в Леруа Мерлен и оригинал от Vitra за 500 евро. Или светильники Lee Broom и их подделки.

Это формирует потребность в недорогой оригинальной мебели и дает шанс компаниям, не производящим копии — типа Delo Design и им подобных.


Lee Broom. Источник: leebroom.com

Приобщение к глобальной экологической задаче

Философия осознанного потребления победила роскошь нулевых. Устойчивый дизайн интерьера подразумевает ответственное и обдуманное использование ресурсов на каждом этапе его производства.

Людям теперь важна не зримая роскошь, а трепетное отношение к тому, что они потребляют, и как было изготовлено то, что они потребляют. Это касается выбора дизайнеров, концепции, заложенной в проект. Ценность интерьеру придает самобытность, а не дороговизна отделки.

Состоятельный человек заказывает кофе, и ему важно, чтобы стол, за которым он сидит, был изготовлен людьми, не использующими детский труд. Чтобы ради этого стола не был вырублен дождевой лес Амазонки. Чтобы ни одно животное не пострадало при съемке интерьера ресторана.

В тренде натуральные дерево и камень, а также переработанные материалы, что заметно, прежде всего, по интерьерам общепита. Появляется все больше заведений со скандинавской атмосферой, в оформлении используется старая мебель. Например, в ресторане ‘Sempre’ вся мебель буквально выловлена из пруда, а пространство густо озеленено.

Комфорт и мобильность

В Москве скоро останется два ЗАГСа. Почему? Люди хотят сочетаться браком где угодно: в парках, в гостиницах «Метрополь» и «Националь», ресторанах «Турандот» и «Пушкин», поэтому ЗАГСы станут выездными, не прикрепленными к определенной локации. ‘Mixed use’— еще один значимый тренд в урбанистике и дизайне интерьеров. Пространства должны быть гибкими и подстраиваться под задачи человека.

В эпоху постковида наш дом — это и офис, и спальня, и ресторан, и студия, и тренажерный зал. Его функции смещаются и смешиваются. Интерьер может и должен быть экологичным не только с точки зрения используемых материалов.

Отчетливо этот тренд прослеживается в офисах. Интерьеры должны быть располагающими, все должно в них заботиться о сотруднике, предоставлять ему разные способы поработать. Если он хочет написать что-то на стене — вот стена, если хочет завалиться на диван — вот диван, уединиться — есть индивидуальная кабина. Крупные компании пытаются встроиться в образ жизни своего сотрудника, чтобы обеспечить его лояльность. Удерживая человека на работе, они конкурируют с Netflix, YouTube, Instagram.

Сюда же относится тренд на продолжающуюся технологизацию всего и вся. Сейчас в каждом офисе у входа в переговорку висит iPad, с помощью которого можно ее забронировать, увидеть, кто там сейчас разговаривает и когда это закончится.

В новой штаб-квартире Яндекса будет заложено интерьерное пространство для сотрудников, а первые этажи комплекса наполнятся ресторанами, кафе, салонами красоты, фитнес-центрами. Яндекс не только думает о своих людях, но и обеспечивает лояльность других. Например, создает условия, чтобы жители района могли прийти на первый этаж Яндекса и воспользоваться его инфраструктурой.

Сегодня можно прогнозировать слияние клиентского пространства с бэк-офисом. Сбербанк в прошлом году открыл офис на Цветном Бульваре, где нет кабинетов, нет окошек, а есть кофейня, умная колонка, ещё что-нибудь умное. Тут журналы, тут бариста наливает кофе, за несколько свободно стоящих в пространстве круглых столов садятся клиенты и менеджеры. Они пьют кофе, смотрят в свои телефоны и заодно подписывают одну-единственную бумажку. Этой модели следуют банки по всему миру.

Рынок дизайна интерьеров

Покупатели квартир эконом-, комфорт- и бизнес-сегмента, как и обеспеченные клиенты, хотят жить в стильных и уютных квартирах. Небольшую часть бюджета на ремонт они могут выделить на услуги дизайнера, чтобы сэкономить время и не допустить ошибок в ремонте.

Такие покупатели ищут дизайнеров-фрилансеров через знакомых или профи.ру, на проект тратят 50-150 тысяч рублей. Спрос рождает предложение: студии вроде legko.com делают недорогой быстрый дизайн, но ограничивают заказчика в выборе стиля, материалов и мебели.

Тем не менее, услуги дизайнеров высокой ценовой категории по-прежнему востребованы. Мы видим статистику продаж премиальной недвижимости в Москве и Петербурге — верхний сегмент наиболее активно растет с начала пандемии. Меняется отношение к роскоши: если ранее был важен престиж, то современный заказчик более рассудителен и предпочтет, скажем, уложить деревянный пол от российского производителя, а не везти его из Италии в 3 раза дороже. Вкусы стремятся к общеевропейской норме, к отказу от демонстративной роскоши и стремлению к натуральности и уюту.

На рынок выходит все больше дизайнеров, готовых на старте карьеры работать за скромный гонорар. Их число растет вместе с развитием онлайн-школ в сфере интерьеров, что отражает возросший интерес к профессии. Зарождается новая тенденция: соперничество за клиента и за рабочее место между выпускниками классических архитектурно-дизайнерских школ (Строгановка, МАРХИ), самоучками, прошедшими онлайн-курсы, и новыми школами, такими как Британская высшая школа дизайна и «Среда Обучения». Выпускники последних в ближайшие годы сформируют предложение на рынке среднего, высшего и премиального сегментов.

#благоустройство
благоустройство
Комментарии 0
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru